Автономное учреждение Омской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Исилькульского района" (АУ "КЦСОН Исилькульского района")
646025 Омская область, г.Исилькуль, ул.Карла Маркса, 25
телефон/факс: 8 (38173) 20-084
e-mail: isilkul_kcson@mtsr.omskportal.ru
Министерство труда и социального развития Омской области
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Омская губерния
Портал Правительства Омской области
"Уважаемые получатели социальных услуг! На официальном сайте Министерства труда и социального развития Омской области Вы можете выразить свое мнение о качестве условий оказания услуг в нашей организации (для перехода к опросу нажмите на ссылку )
Социальные видеоролики на темы:
"Мошенническая схема "Направление электронных писем, сообщений и звонков от имени различных фондов";
"Мошенническая схема "Игра на бирже";
"Мошенническая схема "Звонок от сотрудников правоохранительных органов";
"Мошенническая схема "Звонок из службы безопасности банка".
Видеоролики размещены на платформе "Яндекс Диск" по следующим электронным адресам:
-https://disk.yandex.ni/i/WaxOnz8zzDpXQQ;
-https://disk.yandex.ni/i/VgQM6cWLVCat8g;
-https://disk.yandex.ni/i/106gdo2qjz7PAQ;
-https://disk.yandex.ni/i/VieGq2HBFI9bcg.
Инновационный социальный проект "Аистенок"
Подводим итоги!
В сентябре 2020 года завершается реализация инновационного социального проекта «Аистенок» цель которого, профилактика отказов от детей и формирование осознанного родительства путем обеспечения психофизиологического благополучия женщины и ребенка.Заключительное итоговое занятие клуба «Успешная мама» для каждой участницы в связи с ограничительными мерами из-за распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 было проведено индивидуально. Женщин приглашали в АУ «КЦСОН Исилькульского района» в определенное время на заключительное занятие для подведения итогов их участия в занятиях клуба «Успешная мама». Получена обратная связь от участниц, а также вручены памятные подарки (альбомы для семейных фотографий, которые оформлялись в процессе посещения занятий клуба, фоторамки). С целью тиражирования новых методик и технологий, эффективных социальных практик проведена итоговая онлайн-конференция для специалистов комплексных центров социального обслуживания населения Исилькульского района, в ходе которой освещены итоги реализации инновационного социального проекта, подробно представлена технология работы с целевой группой в рамках организации клуба «Успешная мама». В конференции участвовало 103 специалиста. Для комплексных центров подготовлены сертификаты участников и папка методических материалов
Х Всероссийская в ыставка-форум "Вместе - ради детей! Национальные цели. Десятилетие детства"
С 30 сентября по 3 октября 2019 года в Калужском регионе стартовала Х Всероссийская выставка-форум «Вместе – ради детей! Национальные цели. Десятилетие детства»! Наш регион принимает в форуме активное участие. Среди участников форума есть и представители АУ "КЦСОН Исилькульского района" руководитель Бахтин Ю.В., заместитель руководителя Юрченко О.В., заведующий отделением профилактики безнадзорности и семейного неблагополучия Михеева О.Ю. и специалист по социальной работе Вайман В.С.. В настоящее время специалисты АУ "КЦСОН Исилькульского района" делятся опытом реализации инновационного социального проекта "Аистенок".
Проект «Аистенок» разработан в 2018 году сотрудниками АУ "КЦСОН Исилькульского района" и направлен на профилактику отказа от новорожденных. Проект одобрен Фондом поддержки детей, находящихся трудной жизненной ситуации. Грант в размере 1 миллиона 33 тысяч 750 руб. был получен в апреле 2019 года.
Работа по реализации проекта проходит в три этапа. На первом этапе сформирована целевая группа из женщин находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.
Второй этап включает в себя, первичные беседы с участницами целевой группы, диагностические исследования, а затем разработку и корректировку индивидуальных программ работы. В случае выявления женщин, находящихся в тяжелой кризисной ситуации, они будут обеспечены временным проживанием в стационаре комплексного центра. С каждой из участниц проводится не менее 4-х консультаций по медицинским, правовым, психологическим вопросам.
Третий этап представляет собой работу клуба «Успешная мама» для групповых занятий, направленных на формирование позитивных установок материнства, формирование навыков ухода, общения и воспитания. Помимо обучающих и просветительских, предусмотрены занятия арт-терапевтические, релаксационные. Также открыт пункт проката вещей первой необходимости и сбора вещей, бывших в употреблении, для матерей с детьми в возрасте до 1 года.
Трудности воспитания
Один из наиболее частых вопросов на консультации у психолога звучит так: «Как справиться с детскими капризами?» В большинстве своем родители, столкнувшиеся с подобными трудностями, задают его, чтобы получить конкретный результат (послушного, позитивно настроенного ребенка), но при этом не всегда понимают, что на результат в работе по коррекции поведения ребенка в первую очередь влияют причины капризов и то, как взрослые на них реагируют.
Можно выделить несколько типичных ситуаций, провоцирующих капризы:
- недостаток внимания со стороны взрослых (прежде всего матери): ребенок старается таким образом привлечь к себе внимание;
- или же чрезмерная опека со стороны взрослых (гиперопека), от которой ребенок устает и выражает это криком;
- чрезмерная строгость родителей, постоянные запреты (особенно если ребенку не объясняют их причин);
- отсутствие последовательности в воспитании (нет выработанной системы поощрений и наказаний, нет ощущения определенности из-за предсказуемого поведения взрослых, а также реакция родителей на один и тот же поступок может быть разной в зависимости от их настроения, занятости, несогласованность действий одного взрослого – «Сегодня запрещаю, а завтра разрешу» или нескольких «Мама запретила – пара разрешает» и т.д.);
- неудовлетворенные физические потребности (ребенок не выспался, устал, голоден и т.д.);
- вседозволенность (отсутствуют границы дозволенного, ребенок не привык к самоограничению и не способен вовремя обуздывать свои эмоции и желания);
- подражание другим детям;
- отрыв ребенка от интересного занятия;
- ошибки в воспитании (стремление взрослых потакать капризам, если им так проще, если их умиляет поведение малыша и т.д.).
Если внимательно прочитать список причин детских капризов, то становится ясно, что многие из формулировок уже содержат конкретные рекомендации: например, доступными ребенку словами объяснить, почему что-то запрещается, обозначить границы дозволенного и стоять на своем, избегать гипо- и гиперопеки, следить за состоянием ребенка и вовремя удовлетворять его потребности в сне, еде, отдыхе, сохранять последовательность в воспитании и т.д.
Если ребенок капризничает, не следует оставлять его одного. Но и не нужно пытаться поднять его с пола, если ребенок сопротивляется. Продолжайте заниматься своим делом, параллельно наблюдая за малышом. Ребенок должен чувствовать уверенность родителей и знать, что взрослые не будут потакать капризам, но сохраняют контроль над ситуацией. Необходимо объяснять ребенку последствия его капризов («Из-за того, что ты долго капризничал, мы не успели сходить в парк») и помогать ему осознать свои чувства, озвучивая их («Ты очень расстроен и устал»). А главное – следует мотивировать ребенка на хорошее поведение, даря ему похвалу и ласку.
Вакцинация в раннем возрасте
Здоровье – самое ценное, что есть у человека. Однако инфекционные болезни уносили и продолжают уносить жизни миллионов людей, а также оставляют многих инвалидами.
Ежегодно более миллиона детей умирают от болезней, возникновение которых можно предупредить, сделав профилактические прививки. Только профилактические прививки могут защитить ребенка от следующих заболеваний: корь, краснуха, полиомиелит, дифтерия, коклюш, туберкулез, столбняк, гепатит В, корь, эпидемический паротит (свинка).
Прививки делают либо с целью формирования у человека невосприимчивости к инфекциям, либо для лечения заразившегося человека на раннем этапе. Таким образом, прививки делятся на профилактические и лечебные.
В основном люди имеют дело с прививками профилактическими, которые ставят в детстве (при необходимости в дальнейшем проводится повторная вакцинация).
В ходе всех профилактических прививок в организм человека вводится вакцина (иммунобиологический препарат). Вакцина вызывает специфическую иммунную реакцию – выработку антител, чье действие направлено против возбудителя инфекции.
Профилактические прививки могут быть как плановыми (их ставят детям и взрослым в конкретном возрасте в определенное время вне зависимости от того, выявлен ли в их регионе эпидемиологический очаг), так и проводящимися по эпидемологическим показаниям (с учетом территории или опасности вспышки инфекционного заболевания). Среди плановых прививок есть обязательные для всех, которые входят в национальный календарь.
Детям профилактические прививки необходимы, чтобы защитить уязвимый организм от инфекционных заболеваний, способных вызвать серьезные осложнения либо летальный исход даже при лечении эффективными препаратами.
Перед вакцинацией обязательно следует проконсультироваться с врачом, узнать об опасности инфекционного заболевания и эпидемиологической ситуации в вашем регионе, а также о поствакцинальных реакциях. Желаем вам и вашим детям крепкого здоровья!
Что нужно знать о ребенке от рождения до 2-х лет
Уважаемые родители! Когда рождается ребенок, особенно первенец, у взрослых появляется масса вопросов о его здоровье, о надлежащем уходе за малышом. Если у родителей недостаточно знаний о развитии ребенка, то может возникнуть беспокойство: почему малыш поздно начинает ползать? Не должен ли он уже держать головку? А когда ребенок произнесет первые звуки?..
Конечно, во многом каждый малютка уникален, однако есть общие закономерности развития, о которых взрослым нужно знать, чтобы, во-первых, в случае выраженной задержки обратиться к специалистам за консультацией, и, во-вторых, избавиться от беспочвенных тревог.
Мы не ставим перед собой задачу создать исчерпывающую картину развития ребенка от рождения до двух лет, поскольку за более полной информацией родителям целесообразно обратиться к врачу-педиатру и детскому психологу, а также изучить специализированную литературу (список см. ниже). В данной викторине мы предлагаем проверить свои знания об особенностях развития ребенка раннего возраста и, быть может, узнать что-то новое.
Итак, приступим!
1. Когда у ребенка вырабатывается привычка засыпать без укачивания?
а) до одного года;
б) до трех месяцев;
в) до шести месяцев.
2. Какие признаки указывают на то, что можно приучать малыша спать в отдельной кроватке?
а) если ребенок просыпается один, то не пугается и не плачет, днем малыш проводит много времени у мамы на руках;
б) кроха спит ночью не менее 5-6 часов подряд, грудное вскармливание полностью прекращено, ребенок может провести один в комнате десять-пятнадцать минут;
в) все перечисленные признаки.
3. Какие признаки указывают на то, что приучение ребенка ко сну в отдельной кроватке стоит отсрочить?
а) ребенок находится в процессе приучения к горшку, плаксив, раздражителен, эмоционально возбудим, малыш родился недоношенным или перенес родовую травму;
б) ребенку нравится проводить время с мамой, малыш радостно реагирует на ее присутствие;
в) все перечисленные признаки.
4. В каком возрасте окружающий мир начинает интересовать малыша (ребенок исследует дом, заглядывает в ящички, шкафы и т.д.)?
а) примерно в полтора года;
б) в два года;
в) в год.
5. Ребенок начинает реагировать на свое имя…
а) в год;
б) примерно на четвертом месяце;
в) в полтора-два года.
6. Ребенок начинает ползать «по-пластунски» (поэтому опасно оставлять его без присмотра на диване или пеленальном столике, так как кроха может упасть с высоты)
а) на четвертом месяце;
б) в полтора года;
в) на седьмом месяце.
7. Каких врачей требуется посетить с ребенком в первый месяц после рождения?
а) педиатра, невролога, детского хирурга;
б) детского стоматолога, педиатра, офтальмолога, невролога;
в) педиатра, невролога, офтальмолога, детского стоматолога, детского хирурга.
8. Какой должна быть реакция родителей, если ребенок сделал первые шаги и упал?
а) необходимо сразу же утешить ребенка, иначе он будет бояться ходить;
б) нужно отнестись к этому спокойно и заранее настроиться на то, что это может произойти. Утешать ребенка следует только в том случае, если падение причинило ему физическую боль. Ни в коем случае нельзя одергивать ребенка и кричать;
в) следует по возможности отсрочить его попытки ходить на месяц.
9. В возрасте 1-2 лет детям становится все интересно и они зачастую выбирают небезопасные, по мнению родителей, игрушки. Как следует поступить, если кроха, например, берет для игры пакет, пуговицу или бьющуюся посуду?
а) нужно взять игру под контроль;
б) нужно забрать у ребенка эти предметы и строгим голосом сказать «Нельзя!», поскольку в процессе игры малыш может с их помощью нанести себе вред;
в) нужно забрать у ребенка эти предметы и предложить ему привычные игрушки – погремушку, кубики и т.д.
10. В возрасте 1,5-2 лет ребенок начинает проявлять самостоятельность, и в этот период необходимо устанавливать четкие границы дозволенного. Правила, установленные в семье…
а) обязательны для ребенка, поскольку обеспечивают его благополучие;
б) могут меняться в зависимости от обстоятельств (например, если ребенок закатил истерику в магазине игрушек в обычный день, то не стоит уступать его капризам. Если это произошло в день рождения, необходимо уступить, потому что это его праздник);
в) обязательны для всех членов семьи.
11. Если ребенок капризничает и вызывающе себя ведет (кричит, топает, демонстративно игнорирует слова взрослых), то лучшим способом справиться с данной ситуацией будет…
а) постараться переключить внимание ребенка на какое-нибудь интересное занятие. Если не получилось – дать ему успокоиться и просто побыть рядом, чтобы он видел: вы доступны и можете прийти на помощь;
б) без лишних слов увести ребенка в другую комнату и подождать, когда он успокоится самостоятельно. В дальнейшем подобные эмоциональные вспышки будут происходить реже, потому что малыш поймет бесполезность своего поведения;
в) узнать, чего хочет ребенок, и удовлетворить его желание, потому что долгий стресс может нанести малышу психологическую травму.
12. Когда ребенок должен научиться различать антонимичные понятия (большой – маленький, теплый – холодный и т.д.), различать основные цвета (зеленый, красный, желтый, синий) и формы (квадрат, круг, треугольник)?
а) не раньше 3 лет;
б) к 2 годам;
в) в 1,5 года.
13. Когда у ребенка в речи должны появиться попытки правильно назвать предметы («машина» вместо «би-би» и др.)?
а) к 2 годам;
б) к 3 годам;
в) в 2,5 года.
14. Какие признаки должны насторожить родителей двухлетнего ребенка?
а) ребенок может заплакать и начать капризничать, что называется, «на ровном месте»;
б) ребенок все еще бросает одну за другой игрушки на пол, стремится попробовать все предметы на вкус (а не просто почесать десны об игрушку);
в) ребенок в игре только повторяет действия взрослых, не пытается придумать что-то самостоятельно.
15. К какому возрасту формируется целенаправленная деятельность (ребенок стремится получить определенный результат)?
а) к 3,5 годам;
б) к 1,5 годам;
в) к 2 годам.
Правильные ответы: 1-б, 2-в, 3-а, 4-а, 5-б, 6-в, 7-в, 8-б, 9-а, 10-в, 11-а, 12-б, 13-а, 14-б, 15-в.
Детская ревность? Детская верность!
Появление в семье второго ребенка – не только большая радость для родителей, бабушек, дедушек, но и зачастую – серьезный стресс для старшего ребенка. Детская ревность практически неизбежна, и это естественное явление для психологически здорового ребенка, родившегося в семье первым.
Каковы причины ревности старшего ребенка к младшему?
1. Если прежде ребенок находился в центре внимания родителей, безраздельно владел их любовью и временем, то теперь ему приходится делиться этими сокровищами с младшим братиком или сестренкой. А если учесть, что младенцам внимания требуется больше в силу их возрастных особенностей, то старший ребенок вдвойне чувствует себя обделенным.
2. Перемены в жизни, к которым старший ребенок не готов. Случается, что родители меняют его режим с учетом потребностей младшего ребенка. Например, отход ко сну становится раньше или обязательным для старшего ребенка становится дневной сон, когда малышу необходим покой. Или старшего ребенка переселяют в другую комнату, отдавая его пространство младшему.
3. Разница в возрасте между детьми. Если она невелика (2-3 года), старший ребенок по-прежнему остро нуждается в родительском внимании и заботе и может быть не готов к появлению еще более беспомощного малыша. Если разница в возрасте ощутимая, то он еще больше беспокоится из-за рождения второго ребенка.
4. Особенности пола. Дочь проще привлечь к уходу за младшим ребенком и, как следствие, наладить между детьми контакт, поскольку девочкам обычно свойственно заботиться о малышах, они чувствуют потребность ухаживать за ними. Мальчики острее переживают появление младшего ребенка в семье. Между однополыми детьми соперничество может проявляться особенно сильно.
5. Попустительское отношение родителей к проблеме. Если взрослые не считают нужным помочь детям наладить контакт, «познакомить» и подружить малышей между собой – риск возникновения детской ревности увеличивается.
Как проявляется детская ревность?
Ребенок становится замкнутым, может попытаться физически преградить родителям путь к младшему, капризничает, отбирает игрушки у малыша, чаще болеет, упрекает, что родители его любят меньше, тайно причиняет вред младшему (щипает, дергает за волосы и т.д.). Все это указывает на то, что ребенок остро переживает ревность.
Как себя вести родителям?
Конечно, первым побуждением будет наказать старшего. Но следует помнить, что таким образом ребенок привлекает к себе внимание родителей, которые, по его мнению, куда больше сосредоточены на младшем. Взрослые быстрее и более ярко отреагируют на плохое поведение – и ребенок этим пользуется. Именно поэтому следует акцентировать внимание на хорошем поведении, замечать все положительные моменты и хвалить за них ребенка. Пусть он видит, что его замечают независимо от того, связан его поступок с младшим ребенком, и любят на равных. Безусловно.
Как предотвратить детскую ревность?
Начать следует еще до рождения второго ребенка. Важно подготовить старшего к появлению малыша, приобщить его к ожиданию и объяснить, что ребенок, который растет и потихоньку развивается у мамы в животике, будет нуждаться в заботе как родителей, так и старшего ребенка. Можно рассказать, каким был первенец в младенчестве, объяснить ему сходство с младшим ребенком.
Важно налаживать физический контакт между детьми с первых дней жизни малыша: положить его на колени к старшему, по мере возможности привлекать первенца к уходу за младшим ребенком (исключительно на добровольной основе!), а также объяснить, что старший ребенок получал те же внимание и заботу (и даже в двойном объеме, ведь когда он был маленьким, мама посвящала время только ему). У старшего ребенка после рождения младшего должны появиться привилегии, дающие ему статус «взрослого» (ложиться спать на полчаса позже, самому выбирать кое-что из одежды на прогулку и т.д.).
Ни в коем случае нельзя сравнивать детей между собой. Каждый из них уникален и любим. Объясните ребенку, что его чувства – это нормально, ни в коем случае нельзя винить первенца за то, что он ревнует родителей к малышу. В семье должны быть определенные «ритуалы» (например, чтение сказки перед сном), которые следует максимально сохранять. В играх старайтесь задействовать обоих детей, а также в течение дня выделять время, посвященное только старшему ребенку.
А главное – если ребенок не просто слышит, что его любят, а чувствует это, то вскоре ревность пройдет. Любите и берегите своих детей!
Грудное вскармливание: почему оно так важно?
Одно из важных условий здорового роста и развития детей грудного и раннего возраста – правильное кормление. Особую важность представляют первые два года жизни ребенка, поскольку питание, отвечающее потребностям детского организма, способствует укреплению иммунитета, снижению риска возникновения хронических заболеваний, гармоничному развитию в целом. Грудное молоко идеально для кормления малыша. Оно содержит более ста компонентов, и состав периодически меняется в соответствии с потребностями ребенка на разных стадиях развития и в связи с его биоритмами, что способствует лучшему усвоению и максимальной пользе. Более ста из необходимых ребенку компонентов в коровьем молоке, на основе которого производят смеси для кормления, отсутствуют, в то время как нагрузка на почки возрастает из-за большего содержания солей натрия. Жирные аминокислоты, содержащиеся в грудном молоке, способствуют благоприятному развитию головного мозга ребенка.
Грудное вскармливание полезно и для матери. Оно способствует прекращению послеродового кровотечения, помогает естественно отсрочить наступление следующей беременности, а в отдаленной перспективе снижает риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета, рака груди, матки, яичников.
Кроме того, грудное вскармливание способствует установлению крепкой эмоциональной связи между матерью и ребенком. Вырабатываемый во время кормления гормон окситоцин действует на женщину как успокоительное, вследствие чего риск возникновения послеродовой депрессии у кормящих матерей ниже, чем у тех, кто пользуется смесями.
ВОЗ и ЮНИСЕФ дают следующие рекомендации по грудному вскармливанию:
Правильное питание матери в период грудного вскармливания очень важно для здоровья ребенка. Полезная микрофлора кишечника формируется в течение месяца (или немного дольше). Если вследствие неправильного питания матери меняется качество грудного молока, это непременно сказывается на самочувствии малыша. Пищевая аллергия, колики – от этих и других неприятностей ребенка может спасти грамотно составленный рацион матери.
Питание женщины в период кормления должно включать витамины, белки, жиры, углеводы, необходимые микро- и макроэлементы. Если женщина не получает какие-либо важные компоненты с пищей, то в молоке они все равно будут присутствовать, но уже за счет ее организма, что негативно скажется на самочувствии матери. Именно поэтому соблюдение женщиной режима питания в период грудного вскармливания важно как для матери, так и для ребенка.
Три полноценных приема пищи и два-три перекуса обязательны. Принимать пищу лучше маленькими порциями. Питьевой режим также важен: следует выпивать около 1,5 литров воды в день, избегая газированных напитков, кофе, энергетических напитков, алкоголя. Чай, молоко, морс, компот из ягод и фруктов, не являющихся аллергенами, – подходящее питье для кормящей матери. Не следует пренебрегать термической обработкой блюд. Стоит исключить острые приправы и специи, усилители вкуса.
Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях
Развитие ребенка происходит непрерывно. Каждый момент жизни чему-то учит малыша и дарит ему новый опыт, необходимый для дальнейших открытий. Этот процесс начинается в первый же день жизни ребенка, и в дальнейшем количество информации, получаемой им от внешнего мира, стремительно растет. Задача взрослых – сделать так, чтобы данную информацию малыш получал из безопасных источников и усваивал как можно полнее. На это и направлено создание предметно-развивающей среды.
Казалось бы, уже из названия понятно: развитие с помощью предметов. Но предметы бывают разными – например, малыш может познакомиться с разницей температур, облизнув сосульку или прикоснувшись к горячему чайнику. Далеко не самый безопасный способ получить опыт! Именно поэтому принципиально важно создавать безопасную и доступную для ребенка предметно-развивающую среду.
Если малыш посещает дошкольное учреждение, то он имеет возможность проводить время в специально организованном пространстве, которое информативно богато и способствует развитию мышления, речи, физических способностей, эстетических представлений. Но поскольку ребенок развивается непрерывно, дома тоже следует создавать развивающую среду. Конечно, семьи живут в разных условиях и не у всех есть возможность организовать некий «идеальный» детский уголок, но приведенные ниже рекомендации помогут развивать малыша в домашних условиях
Во-первых, следует учитывать возраст и потребности ребенка. Дети нуждаются в хотя бы небольшом свободном пространстве для активных игр. Можно освободить (хотя бы на время) часть комнаты, где ребята смогут беспрепятственно перемещаться, поиграть, отдохнуть. Очень полезна совместная деятельность детей и взрослых. Казалось бы, зачем нужна веселая возня, от которой, по мнению многих родителей, больше шума, чем пользы? Однако не надо стремиться совсем обойтись без нее. Детям необходима двигательная активность, и задача взрослых – обеспечить их безопасность.
Главный вид деятельности в дошкольном возрасте – игра. Посредством игры дети осознают, что в мире существуют определенные правила, учатся отстаивать свои личные границы, развивают свои интеллектуальные, физические и творческие способности. Она может происходить как с игрушками, так и без них (например, прятки, догонялки и др.). В контексте создания предметно-развивающей среды важно учитывать возраст ребенка. Если малыши с удовольствием играют с погремушками, кубиками, собирают пирамидки, то у ребят постарше игра «сворачивается», приобретает меньшие масштабы, но в то же время активно. Например, им интересно собирать конструктор, переодевать кукол и устраивать для игрушек «чаепития» и т.д. Для этого вовсе не обязательно покупать готовые игровые наборы. Кукольный домик, например, можно сделать вместе с ребенком. Достаточно удалить одну из стенок коробки (например, из-под обуви), оклеить ее изнутри цветной бумагой в качестве обоев и смастерить мебель из пустых спичечных коробков. Ненужные лоскутки превратятся в одеяло, ковер, занавески, а яркие фантики из-под конфет украсят стены домика не хуже картин! Стоит ли говорить о том, что совместное творчество сближает, а изготовление игрушек своими руками развивает мелкую моторику, пространственное мышление и воображение.
Помимо купленных в магазине игрушек детям необходимы материалы, «обслуживающие» игру: коробочки, веревочки, кусочки ткани, пуговицы и т.д. При этом взрослые обязательно должны следить за безопасным обращением с мелкими предметами, а после окончания игры убирать их в определенное место.
Для развития речи необходимы книги. В зависимости от возраста ребенка издания могут быть самыми разными: от картонных книжек-игрушек до более привычного взрослым формата. Главное – выбрать то, что ребенку интересно и доступно в плане сложности, шрифта, иллюстраций. Взрослые стимулируют речевое развитие малышей, проговаривая с ними слова, задавая вопросы (и побуждая ребенка спрашивать). Кроме того, в процессе совместной игры необходимо поощрять речевую активность детей, спрашивать, что они делают и зачем, а если малыши играли самостоятельно, выслушать их рассказ об игре. Это способствует обогащению словарного запаса детей и формированию связной речи.
Родителям под силу создать развивающий материал и своими руками. Помимо пазлов, которые можно купить, легко создать мозаику, разрезав яркую картинку из журнала. Кроме того, можно создать набор карточек для классификации предметов по разному признаку (картинки с изображениями животных, растений, предметов мебели, природных явлений и т.д.). Пластилин – прекрасный помощник в развитии мелкой моторики и фантазии. Домашний кукольный театр, где в качестве занавеса используется плед, наброшенный на стулья, а куклы изготавливаются из старых варежек, перчаток, носков – еще одна возможность для всестороннего развития ребенка.
У ребенка обязательно должен быть пусть небольшой, но принадлежащий ему уголок, чтобы он мог расставить там свои поделки или разместить на стене рисунки. Родителям следует поощрять рассказы малыша о том, что он смастерил или нарисовал. И, конечно же, огромную роль играет включенность взрослых в процесс! Их задача – не просто развлечь ребенка или объяснить ему что-то, а научить самому открывать новое, исследовать окружающий мир и делать выводы.
Домашнее задание
Предлагаем смастерить вместе с ребенком красивую черепашку. Для этого понадобятся картон, ножницы, пластилин, пуговицы разного размера и формы, иголка и нитки (при желании).
Алгоритм выполнения:
1. Из цветного картона вырезается заготовка. Можно использовать и белый картон, раскрасив его самостоятельно по своему вкусу.
2. Из пластилина раскатываются тонкие «колбаски» диаметром около 0,5 см (чем они тоньше, тем аккуратнее будет выглядеть панцирь черепашки).
3. Пластилиновые заготовки приклеиваются к картону, обозначая панцирь и контуры тела черепашки. При желании можно создать из них узор на панцире (но линий должно быть немного, и чем они тоньше, тем изящнее получится узор).
4. Из пуговиц выкладывается основной узор на панцире. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не брал пуговицы в рот и чтобы те не попали в дыхательные пути.
5. Можно пришить пуговицы к картону, если хочется сохранить черепашку на память. Можно оставить заготовку для дальнейших творческих экспериментов. А можно смастерить целую семейку черепашек и устроить конкурс красоты: у какой из них самый красочный и необычный панцирь?
Желаем Вам приятного творчества!
Адаптируемся на рынке труда
Одно из важнейших условий воспитания ребенка в семье – уверенность мамы в завтрашнем дне и экономическая стабильность. К сожалению, проблема трудоустройства беременных женщин и матерей в настоящее время все еще стоит остро, поэтому информирование участниц по этому вопросу является неотъемлемой частью профилактики отказов от детей.
Второе занятие социально-правового блока клуба «Успешная мама» посвящено адаптации участниц проекта на рынке труда. Специалистом КУ «ЦЗН Исилькульского района» был освещен ряд тем: обучение матерей, приобретение ими специальности и дальнейшее трудоустройство. Участницам даны рекомендации, как встать на учет в центр занятости, а также объяснено, какие перед ними открываются возможности, какие специальности сейчас являются наиболее востребованными на территории района и как их можно получить. Занятие завершилось индивидуальными консультациями по запросу участниц проекта.
Письмо малышу
Важным моментом гармонизации детско-родительских отношений является осознание мамой своих чувств к малышу, их вербализация и формирование умения выражать любовь к ребенку. Да-да, иногда этому действительно приходится учиться! Процесс этот, пусть и не всегда прост, но неизменно увлекателен и сопряжен с самыми разными эмоциями, которые важно проговорить и прожить.
Занятие клуба «Успешная мама» 04 марта 2020 года было посвящено именно этому – искусству любить своего малыша и выражать чувства к нему. Участницам было предложено написать письма будущему или уже рожденному ребенку, в которых раскрылись бы переживания мам по поводу беременности, ожидания от своей новой роли и, конечно, послание маленькому человечку – любимому и долгожданному. Иногда очень непросто во время беседы с психологом подобрать слова и выразить свои чувства так, чтобы они были понятны обеим сторонам. В этом случае требуется чуть больше времени и помощь в формулировке мыслей, а сделать это необходимо. Четкое осознание мамой своих переживаний – ключ к избавлению от негативных чувств и взращиванию добрых, нежных, так необходимых в отношениях с малышом.
Сам процесс написания женщиной такого письма является в определенной степени диагностическим и позволяет выявить уровень осознания ею своей роли, способности открыто выражать чувства к малышу и озвучивать проблемы. После занятия участницам, испытавшим трудности в обращении к малышу, оказана психологическая поддержка.
Образ жизни на поздних сроках беременности
Образ жизни будущей матери является важнейшим условием того, родится ли малыш здоровым. Необходимо формировать у беременных женщин представления о способах сберечь и укрепить здоровье, а также мотивировать их на заботу о себе и будущем ребенке.
Очередная лекция-беседа социально-медицинского блока в рамках клуба «Успешная мама» посвящена ведению женщинами здорового образа жизни на поздних сроках беременности. В этот непростой и очень значимый для каждой будущей матери период принципиально важно соблюдать режим питания, отдыха и физических нагрузок, а также избегать стрессовых ситуаций.
Участницам были даны рекомендации по укреплению здоровья и подготовке к рождению малыша. Кроме того, женщинам была предоставлена возможность получить индивидуальные консультации по социально-медицинским вопросам.
В гостях у сказки
Новый год – пора чудес. Все мы помним, как в детстве с нетерпением ждали этот праздник, и, конечно же, нам хочется подарить то же ощущение предновогоднего волшебства детям.
28 декабря 2019 года специалисты АУ «КЦСОН Исилькульского района» совместно с представителями КУ «ЦРДиМ» подготовили праздничный утренник для самых маленьких участников проекта «Аистенок» – детей, чьи мамы входят в целевую группу. Ребята побывали в гостях у сказки, поучаствовали в веселом новогоднем представлении и получили сладкие подарки.
Творим волшебство вместе
Совместный досуг укрепляет отношения родителей и детей. А если он организуется в предпраздничные дни, то приобретает особое значение: вместе готовиться к Новому году, создавая украшения для дома, не просто полезно, но и очень увлекательно.
13 декабря на базе АУ «КЦСОН Исилькульского района» для участниц проекта и их детей был проведен мастер-класс по изготовлению украшений для окон в технике «витраж». Это простой, но интересный способ совместного творчества. Не обязательно быть художником, чтобы нарисовать красивую картинку витражными красками: достаточно проявить усердие и, конечно, заручиться помощью мамы, которая проследит, правильно ли кроха наносит краску на шаблон.
По итогам мастер-класса мамы и дети получили не только витражные картинки для украшения окон, но и массу позитивных эмоций. Хочется пожелать им, чтобы окна их домов всегда лучились добрым и теплым светом.
Делимся опытом
Распространение позитивного опыта работы по профилактике отказов от новорожденных детей важно для укрепления института семьи, материнства и детства.
4 декабря 2019 года в Региональном ресурсном центре для НКО «Шаги к успеху» прошел День Исилькульского района. На данном мероприятии специалистами АУ «КЦСОН Исилькульского района» был представлен инновационный социальный проект «Аистенок» как эффективная практика предупреждения отказов от новорожденных детей, применяемая в Исилькульском муниципальном районе. Участники мероприятия были проинформированы о целях проекта и технологиях работы с беременными женщинами и матерями детей до одного года, в процессе реализации проекта доказавших свою эффективность.
Талисман для малыша
Изготовить своими руками красивое изделие или сувенир, который будет радовать глаз долгие годы и напоминать о счастливых днях беременности, по силам каждой будущей маме.
На занятиях кружка «Фантазия», которые посещают участницы социального проекта «Аистенок», можно попробовать себя в нескольких видах прикладного творчества: канзаши (изготовление декоративных изделий из атласных лент), вышивка, поделки из фетра. Женщины с энтузиазмом принимаются за работу и радуются, когда видят плоды своего творчества. Вдохновение и совсем немного усердия – и готов симпатичный олененок из фетра, цветочный ободок на голову, бантик для будущей дочки, брошь, способная стать украшением праздничного маминого образа… Кроме того, можно изготовить украшение на конверт для выписки из роддома или подарок-талисман для малыша.
Не секрет, что вещи, с любовью сделанные своими руками, не только радуют получателя такого подарка, но и передают ему частичку нежности и добрых помыслов дарителя.
Материальная поддержка
Одной из причин, побуждающих женщин отказываться от новорожденных детей и прерывать беременность, является неуверенность в завтрашнем дне. Недостаточность материального обеспечения для полноценного ухода за ребенком – одна из острых проблем матерей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.
В рамках инновационного социального проекта «Аистенок» на базе АУ «КЦСОН Исилькульского района» функционирует пункт проката, где участницы целевой группы могут получить во временное пользование такие предметы первой необходимости, как кроватка, коляска, ванночка для купания, ходунки, матрац и др., что будет способствовать улучшению их материального положения.
Дочки-матери: от игры к практике
Кто из нас в детстве не пеленал любимую куклу, играя в дочки-матери? Однако во взрослой жизни этот «ритуал» имеет совершенно особое значение. От того, как мама ухаживает за ребенком, насколько умело и уверенно совершает все необходимые действия, во многом зависит эмоциональное развитие малыша и его близость с матерью.
Очередное занятие клуба «Успешная мама» было посвящено формированию у женщин навыков ухода за ребенком. В ходе мастер-класса «Дочки-матери» участницы увидели, как правильно пеленать малыша и проводить необходимые гигиенические процедуры. Кроме того, они имели возможность попрактиковаться в этом с помощью специальных кукол. Будущие мамы охотно попробовали себя в этом деле, и с каждым разом у них получалось все лучше! А для того, чтобы в первые дни после рождения малыша они не растерялись, ухаживая за своими детьми, психологом даны рекомендации, как побороть неуверенность в своих силах и в процессе ежедневных манипуляций, связанных с уходом и кормлением, наладить эмоциональный контакт с ребенком.
В здоровом теле – здоровый дух!
Беременность – непростой и очень важный период в жизни женщины. Давно известно, что образ жизни будущей мамы влияет не только на состояние ее организма, но и на здоровье малыша. Сбалансированное питание, достаточный сон, регулярные прогулки на свежем воздухе, позитивные эмоции и отдых приобретают особое значение во время беременности. Но не все будущие мамы знают, насколько важно поддерживать себя «в тонусе», выполняя специальные упражнения.
Одним из важных направлений работы клуба «Успешная мама», функционирующего в рамках инновационного социального проекта «Аистенок», является комплекс социально-медицинских мероприятий, нацеленных на формирование у женщин навыков ухода за ребенком, а также укрепление здоровья мамы и малыша. На занятиях в спортивном зале инструктор ЛФК проводит с беременными женщинами и матерями с детьми упражнения, которые помогают подготовить организм к родам и способствуют оздоровлению мамы и ребенка. Необходимое оборудование (мячи, коврики и т.д.) позволяет предложить участницам разнообразные упражнения, поэтому женщины с удовольствием посещают данные мероприятия. По итогам каждой встречи инструктор дает участницам рекомендации, как можно в домашних условиях безопасно и эффективно укрепить организм с помощью небольших физических нагрузок.
Развиваемся с пеленок
Индивидуальный подход к каждой участнице является важным аспектом реализации инновационного социального проекта «Аистенок». При организации работы клуба «Успешная мама» авторы проекта отталкивались от представлений о трудностях, с которыми ежедневно сталкиваются беременные женщины и мамы, имеющие маленьких детей.
«Что делать, если мне не с кем оставить малыша, а намечается интересное мероприятие?» – этим вопросом задаются многие женщины, пожелавшие принимать участие в работе нашего клуба. И ответ есть. Пока мама находится на занятии, с ребенком работают квалифицированные специалисты. Организуется детский досуг и развивающие занятия.
Серьезный подход к раннему развитию во многом обусловливает будущие успехи малыша в общении со сверстниками, познании окружающего мира и учебной деятельности. В АУ «КЦСОН Исилькульского района», где проводятся встречи клуба «Успешная мама», оборудована сенсорная комната, в том числе с материалами по методике М. Монтессори. У малышей развиваются восприятие цвета, формы и текстуры, мелкая моторика, улучшается эмоциональный фон, а также обогащается опыт общения.
Радость материнства
В рамках клуба «Успешная мама» психологом отделения профилактики безнадзорности и семейного неблагополучия АУ «КЦСОН Исилькульского района» проведено занятие с элементами тренинга «Радость материнства». Формирование у женщины позитивного отношения к материнской роли, восприятия своего ребенка и взгляда в будущее – ключ к укреплению взаимоотношений мамы и малыша.
В ходе беседы с психологом участницы инновационного социального проекта «Аистенок» поделились своими ожиданиями и опасениями, связанными с рождением и воспитанием ребенка, а также высказали пожелания касательно предстоящих тренинговых занятий, что позволит учесть их интересы в разработке плана психологического сопровождения мамы и малыша: индивидуальный подход к каждой семье – наше кредо.
Женщины приняли участие в игре «Ассоциации» и пришли к выводу, что появление малыша – это радость, что, несмотря на неизбежные трудности, это счастье растить своего ребенка и вместе с ним каждый день совершать маленькие, но такие важные открытия.
Занятие завершилось арт-терапевтическим упражнением «Я и мой ребенок: наш портрет» и рефлексией. Участницы проекта высказали желание и дальше посещать встречи клуба.
Клуб «Успешная мама»
Что значит быть успешной мамой? С удовольствием заботиться о ребенке, создать необходимые условия для его полноценного развития, дарить малышу любовь и тепло, не забывая о собственном комфорте и будущем – вот что вкладывают в определение успешного материнства авторы и исполнители инновационного социального проекта «Аистенок», функционирующего на базе АУ «КЦСОН Исилькульского района». Его ядром является клуб «Успешная мама» для беременных женщин и мам, имеющих новорожденных детей и детей до одного года.
Цель работы клуба – формирование позитивных установок материнства, развитие материнских чувств, осознание женщиной своего предназначения и сформированность у нее навыков ухода за ребенком, знаний о воспитании и развитии малыша. Занятия проводятся два раза в месяц и включают в себя мероприятия социально-педагогического, социально-психологического, социально-медицинского, социально-правового характера. На лекциях-беседах, практикумах, тренингах участницы проекта узнают об эффективных способах взаимодействия с малышом, особенностях ухода за ребенком и поддержании здоровья в период беременности и после родов, а также получают поддержку в преодолении каждодневных трудностей. С участницами проводятся индивидуальные и групповые консультации специалистов МФЦ, ЦЗН, юрисконсульта, врача-педиатра, акушера-гинеколога, психолога, что позволяет охватить широкий круг проблем, способных спровоцировать женщину на отказ от ребенка.
Работа проводится и с ближайшим окружением участниц проекта. Поскольку ребенок может полноценно развиваться и расти счастливым только в семье, где отсутствуют конфликты и царит взаимопонимание, специалистом по социальной работе и психологом отслеживается семейная ситуация каждой женщины с целью коррекции дисгармоничных взаимоотношений и стабилизации психологического климата. Со старшими детьми организуется досуговая и развивающая деятельность, пока мамы находятся на занятиях.
В мероприятиях клуба примут участие 30 женщин. Ожидаемые результаты: снижение количества отказов и сохранение беременности, формирование у женщин позитивного настроя на материнство, укрепление детско-родительских отношений.
Новый старт
В апреле 2019 года в отделении профилактики безнадзорности и семейного неблагополучия АУ «КЦСОН Исилькульского района» стартовал инновационный социальный проект «Аистенок», направленный на профилактику отказов от детей и формирование осознанного родительства у матерей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. С 1 апреля 2019 года по 30 сентября 2020 года на базе АУ «КЦСОН Исилькульского района» будет реализован комплекс мероприятий по социальному сопровождению беременных женщин, женщин с новорожденными детьми и детьми до одного года.
В рамках проекта реализуются задачи по решению широкого спектра проблем, с которыми сталкиваются женщины на поздних сроках беременности и матери, имеющие малышей: социально-медицинских, правовых, материальных, социально-педагогических, психологических.
Индивидуальный подход к решению проблем каждой участницы проекта обусловил необходимость создания команды, включающей в себя специалиста по социальной работе, психолога, юрисконсульта, специалистов КУ «ЦРДиМ», КУ «ЦЗН Исилькульского района», БУ «МФЦ Исилькульского района Омской области», «БУЗОО Исилькульская ЦРБ».
9 апреля 2019 года состоялось установочное заседание рабочей группы, в ходе которого были озвучены цель, задачи и условия реализации проекта. Целевая группа сформирована путем обобщения и анализа поступающей информации от учреждений, включенных в систему профилактики семейного неблагополучия, также во внимание принимаются личные обращения граждан в АУ «КЦСОН Исилькульского района». В ходе социального патронажа и диагностического обследования выявлены наиболее острые проблемы и определен план работы с каждой участницей проекта.